Воскресная школа ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ
Про*верка&&шрифта'= Про*верка&&шрифта'=

[свящ. Алексий Агапов. В поисках существенных дефиниций молитвословного стиха. - Вестник ПСТГУ III: 2 (20) // М., Изд-во ПСТГУ, 2010. 154 с. C. 7 - 24.]

7

 

В ПОИСКАХ СУЩЕСТВЕННЫХ ДЕФИНИЦИЙ МОЛИТВОСЛОВНОГО СТИХА [1]

 

В настоящей статье на материале молитвы «Отче наш» предпринята попытка стиховедческого подхода к церковнославянскому богослужебному тексту. Автор делает вывод о вариативности стихового членения как конструктивном принципе литургических текстов. Многовекторность связей языковых единиц на всех уровнях текста делает возможной множественность его герменевтических толкований в рамках Священного Предания, а также предоставляет известную свободу исполнителю-интерпретатору (чтецу или распевщику). Для адекватного воспроизведения молитвословного текста исполнителю необходимо, таким образом, иметь сознательную установку на поэтическое интонирование.

Поэтическая форма церковнославянских богослужебных текстов до сих пор описана мало. Далеко не все современные стиховеды достаточно хорошо знакомы с церковной службой и составляющими ее текстами. Но дело не только в этом. Практически любой шаг к описанию формы так называемого «церковнославянского молитвословного стиха» неминуемо оказывается шагом за поля традиционной «парадигматической лингвистики»[2], в зону высокого риска научного произвола. Это обстоятельство отнюдь не отменяет самой возможности стиховедческого исследования в отношении литургического текста. Однако такое исследование сразу же встречается со специфическими проблемами, которые требуют принципиально новых научных подходов, поскольку не могут быть разрешены в рамках устоявшегося, «скриптоцентричного» подхода.
Отсутствие в церковнославянском молитвословном стихе строгого метра и регулярной рифмы роднит его со свободным стихом, верлибром. В обоих случаях перед исследователем встает вопрос: а что вообще позволяет не считать эти тексты прозой?[3] Более того, автор стихотворения, написанного верлибром, всегда
хотя бы настаивает на оригинальном стиховом членении своего текста, выраженном графически.


 

читать далее читать далее