Воскресная школа ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ
Про*верка&&шрифта'= Про*верка&&шрифта'=

18

 

В качестве смысловой оси всей молитвы св. Максим, таким образом, видит строку о воле, а внутри строки уже собственно слово «воля» приобретает центральное положение и, соответственно, значение. Это не случайно: ведь святой отстаивает православный догмат о двух свободных — следовательно, обладающих каждая своей волей — природах во Христе (мотив свободы человеческой природы многоразлично подчеркивается). Интересно, что во всем толковании ересь мо-нофелитства прямо никак не упоминается. «Главный нерв» не выражен вербально, зато на него указывает сама форма, в которой изложен текст «Отче наш».

Еще одна особенность этого толкования: прп. Максим толкует Молитву как обращение не исключительно к Отцу, но ко всей Святой Троице: здесь, говорит он, «Имя» Отца есть Его Слово (т. е. Сын), а «Царствие» есть Святой Дух. Такое понимание можно было бы признать достаточно вольным. Тем не менее, как видим, и оно обретает, благодаря авторитету св. Максима, свое право на жизнь в церковной традиции.

Особого внимания заслуживает заключительная часть толкования. Здесь Максим подводит следующий итог: «Если желаем избавиться от лукавого и не впасть во искушение, будем верить Богу и простим долги должникам нашим. ...Тогда мы не только получим прощение соделанных нами грехов, но победим и [сам] закон греха... и попрем родителя греха, лукавого змия, об избавлении от которого молимся. И Военачальником нашим будет при этом Христос, победивший мир. ...Как Хлеб жизни, мудрости, ведения и правды, Он привлекает к Себе наше ненасытное желание; во исполнение Отчей воли Он соделывает нас сослужителями Ангелов, так что еще в этой жизни мы... являем в своем житии небесное благоугождение [Богу]. Затем Он... соделывает нас, через благодатное общение со [Святым] Духом, причастниками Божественного естества».

В соответствии со всем вышесказанным строки Молитвы выстраиваются в следующем прихотливом порядке:


избави насъ отъ лукавого
и не введи насъ во искушенiе
Отче нашъ иже еси на небесѣхъ
якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ
(и) остави намъ долги наша
но <и > избави насъ отъ лукавого
да святится Имя Твое
хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь
да будетъ воля Твоя
и на земли / яко на небеси
да прiидетъ Царствiе Твое

Как видим, при таком изложении строка о «воле» покидает первоначальную центральную позицию. Вместо нее повторенное дважды (в начале и в центре) прошение об избавлении от лукавого. По учению Церкви, залог спасения человека


 

читать далее читать далее