Воскресная школа ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ
Про*верка&&шрифта'= Про*верка&&шрифта'=

20 

«Хиастическое кружево»: текст, строфоид, колон, слово, (слог?)

Повторю ранее высказанную догадку: хиастический принцип (или инклюзия, «эффект обрамления») в молитвословном тексте может соблюдаться как фактор ритма — в отсутствие метра и регулярной рифмы — не только в строфе (концентрический параллелизм колонов) или в более крупных разделах (на уровне тем и идей), но и между отдельными словами (и даже слогами) — на уровне фонической связанности.

Итак, попытаемся двигаться в поиске хиастических структур в направлении: от текста в целом — к составляющим его элементам.
В варианте, включающем заключительное славословие (возглас), молитва Господня представляет собой уже не два (по Тарановскому), а три строфоида, причем схему третьего строфоида можно представить как А [В/В'/В"] А':
Яко Твое есть
царьство
и сила
и слава
во́ вѣки. Аминь.

Здесь А/А' и В/В'/В" соответственно не только соизмеримы по количеству слогов, но и соотнесены по смыслу. А' имеет столь же непосредственное отношение к Адресату молитвы, как и А. «...Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия...» (Откр 3. 14). Также Бог неоднократно именуется в Св. Писании «Вечным»: «Господи, Господи Боже, Создателю всех, страшный и сильный... и всемогущий и вечный...» (2 Мак 1. 24—25); «Ты же, Вечный, имеющий всю силу и всякую власть, призри ныне...» (3 Мак 6. 10); «Ты, Господи, пребываешь во веки...» (Плач 5. 19). Далее, вооружившись герменевти¬ческим вдохновением, можем продолжать, что истинен («Аминь») Тот, Кто «есть» (Сущий) — и проч. Для В/В'/В" смысловая и формальная соотнесенность также вполне очевидна. Аналогом изоколической структуры (равное количество слов) можем назвать здесь равное количество слогов в каждом «мини-колоне» длиной в одно просодическое слово[28]; повторенный союз «и» принимает функцию анафоры; заметна фоническая перекличка в звуках [с] и [а].

При таком графическом представлении очевидно, что третий раздел молитвы композиционно симметричен первому[29]. В самом деле, здесь не только подводится итог и «основание веры» для всех предыдущих прошений, но и варьируется описание Божиих свойств.


читать далее читать далее