Воскресная школа ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ
Про*верка&&шрифта'= Про*верка&&шрифта'=

22

 

Теперь рассмотрим второй строфоид. Если записать его (как вариант) в три строки:
А. хлѣбъ нашъ насущьный даждь намъ днесь;
 В. и остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ;
А'. и не введи насъ во искушение, но избави насъ отъ лукаваго,
— то здесь строка В очевидно выступает в качестве хиастической оси. Строки А и А' тематически противопоставлены друг другу и в то же время связаны по смыслу через мотив пищи, насыщения. В христианской литературе весьма подробно разработан смысловой ряд: искушение Адама — совет лукавого змия — запретный плод — нарушение воздержания в раю (строка А'). В строке А — хлеб насущный как благословенная Богом райская пища. Кроме того, здесь проявляется еще одно типичное свойство хиазма. А' представляет собой, так сказать, негативное развитие по отношению к А: глаголу с положительной семантикой даждь отвечают два «отрицательных» — не введи и избави (в последней паре интересно противопоставление семантики приставок в- и из-).

Но и внутри строки В присутствует очевидная симметрия, а точнее — на фонетическом уровне — диссимметрия (симметрия + изменение, развитие элементов конструкции).

Греч.: afes imin ta ofilimata imon
afikamen tis ofiletes imon:
afes imin/ afikamen; ta ofilimata/ tis ofiletes; imon/imon.

Ц.-cл.: остави намъ долги наша
оставляемъ должникомъ нашимъ:
остави намъ/ оставляемъ; долги/ должникомъ; наша/ нашимъ.


Таким образом, симметрично соотнесенные элементы второго строфоида обрамляют его смысловую ось — (якоже и) мы:
А. хлѣбъ нашъ насущьный
 В. даждь намъ днесь;
  С. и остави намъ долги наша,
   D. якоже и мы
  С'. оставляемъ должникомъ нашимъ;
 В'. и не введи насъ во искушенiе,
А'. но избави насъ отъ лукавого.


 

читать далее читать далее