Воскресная школа ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ
Про*верка&&шрифта'= Про*верка&&шрифта'=

10

 

ожидаем и дальнейшего его появления: речь как бы протекает в двух измерениях (от одной словесной единицы к другой и от строки к строке), т. е. становится стихотворной. Особой важностью начального сигнала в молитвословном стихе объясняется тяготение этого стиха к анафорическим повторам и акростиху.

Молитвословный стих не знает так называемых междустрочных переносов: концы строк в этом стихе всегда совпадают с естественными сигналами типа антикаденции (с "интонацией побуждения"), а концы строф или "строфоидов" — с сигналом типа каденции (с "интонацией завершения"). При этом начало строки, оканчивающейся каденцией, часто бывает и неотмеченным, и эта неотмеченность ("нулевой знак"), в свою очередь, может сигнализировать наступление каденции, т. е. разрешения созданного ритмического напряжения».

Нельзя не согласиться с тем, что синтаксический критерий — наиболее очевидный ориентир для выбора варианта тактировки молитвословного стиха. Тем не менее повторим: тактировка как данность в богослужебных книгах отсутствует. С другой стороны, синтаксическое строение литургических текстов, как увидим ниже, нередко показывает избыток того, что Тарановский называет «сигналами начала стиха». Поэтому предлагаемые им варианты стихового членения — не более чем выбор из ряда возможностей, выбор, отвечающий декларированному заранее принципу. Однако не так просто однозначно ответить (об этом будет подробнее сказано ниже) на вопрос: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»[10] — это два стиха или один стих, состоящий из двух полустиший?

2. М. Л. Гаспаров: церковнославянский и русский «молитвословный стих»

Описывая «молитвословный стих», М. Л. Гаспаров[11] фактически повторя¬ет Тарановского: «Свободный стих — это нерифмованный (белый) акцентный стих. Он звучит еще аморфнее, чем беспорядочно-рифмованный акцентный стих. Некоторую упорядоченность в него могут внести лишь внестиховые средства — синтаксические. Хаотичнее и напряженнее всего звучит стих, насыщенный анжамбманами, синтаксическими переносами... Уравновешеннее — стих, в котором синтаксические членоразделы совпадают со стиховыми...


 

читать далее читать далее