Воскресная школа ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ
Про*верка&&шрифта'= Про*верка&&шрифта'=

13

 

устном воспроизведении текста. Поэтому для актуализации поэтической формы здесь необходимо наличие установки на поэтическое интонирование у исполнителя-интерпретатора.
На что же опереться, чтобы не ошибиться и по возможности угадать интонационный замысел, содержащийся в молитвословном тексте? Исключительно на синтаксическое членение? Однако синтаксические связи в молитве таковы, что нередко очень трудно однозначно определить границу синтагмы. Причем проблема возникает именно с формами, которые, по Тарановскому, как раз призваны служить интонационными ритмическими сигналами. Это, в частности, ряды однородных членов — звательных форм и глаголов в повелительном наклонении:
Царю Небе́сный, Утѣ’шителю, Ду́ше и́стины, И́же вездѣ́ сый и вся́ исполня́яй, Сокро́вище благи́хъ и жи́зни Пода́телю: прiиди́ и всели́ся въ ны́, и очи́сти ны́ отъ вся́кiя скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.


Как быть здесь с изобилием «ритмических сигналов начала стиха»? На практике — при современном обиходном пении этой стихиры — одна из форм звательного падежа и одна глагольная форма в императиве непременно окажутся не в начале колона.
Можно попытаться ориентироваться на тактировку традиционного обиходного распева (это направление научного поиска необходимо требует теснейшего взаимодействия двух наук — филологии и музыкознания). Но даже в самых известных песнопениях она может различаться в зависимости от традиции храмов разных регионов: Царю́ Небе́сный, /Утѣ́шителю, Ду́ше и́стины — или: Царю́ Небе́сный, Утѣ́шителю, /Ду́ше и́стины...; И́же вездѣ́ сы́й /и вся́ исполня́яй — или: И́же вездѣ‘́ сы́й и вся́ исполня́яй (за один колон) — и т. п. Известно: чем короче строка, тем сильнее ее интонационное выделение (эффект «интонационного курсива»). Но какие слова требуют более сильного выделения: «Царю́ Небе́сный» или «Ду́ше и́стины»?
Идея поделить текст на изоколоны работает отнюдь не всегда. Какую из изоколических структур и по каким критериям выбрать? 4/4 слова: сподо́би пѣ́ти Тебѣ́, Спа́се: / благослове́нъ-еси, Бо́же оте́цъ на́шихъ — или 3/3/3: сподо́би пѣ́ти Тебѣ́, / Спа́се: благослове́нъ еси́, / Бо́же оте́цъ на́шихъ?16
Едва ли удастся указать (пользуясь исключительно лингвистическими средствами) единственный «правильный» вариант по отношению к прочим «неправильным»: изменение позиции звательной формы внутри колона не меняет смысла фразы (как меняет его положение запятой в хрестоматийном «казнить нельзя помиловать»). Однако важно задаться вопросом: порочна ли сама ситуация, при которой теоретически возможны (или действительно существуют) разные варианты тактировки одного песнопения? Что, если эта вариативность стихового членения изначально присуща молитвословному тексту?


 

читать далее читать далее