Воскресная школа ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ
Про*верка&&шрифта'= Про*верка&&шрифта'=

14

 

Хиазм. Многовекторная динамичность текста

Молитвословный стих восходит к византийской, а через нее — к библейской поэзии. В последнее время внимание библеистов привлекает такой подход к чтению и пониманию слова Божия, который включает так называемый «хиастический анализ»[17].
В библейской литературе одной из самых значительных стилистических форм является хиазм (от названия греческой буквы χ, «хи»). Этот термин чаще всего употребляется для обозначения любого случая обратного параллелизма:

А:В:В':А'.
А: потому что любовь от Бога,
  В: и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
  В': Кто не любит, тот не познал Бога,
А': потому что Бог есть любовь.

Частный случай хиазма — т. н. концентрический параллелизм, т. е. такая форма параллелизма, в которой присутствует осевая тема, вокруг которой развиваются остальные элементы: А:В:С:В':А':

Иер 2.27с - 28:
А: во время бедствия своего будут говорить:
 В: «встань и спаси нас!»
   С: Где же боги твои, которых ты сделал себе? —
  В': пусть они встанут, если могут спасти тебя
А': во время бедствия твоего.

Между стилистической формой, структурой библейских текстов и их богословским смыслом существует тесная связь. В хиастической конструкции осевую тему оттеняют зеркально расположенные элементы, описывая, развивая, дополняя ее и создавая в совокупности ощущение полноты, завершенности.

Важное значение для хиазма имеет инклюзия, «эффект обрамления», когда первый и последний элементы данного литературного отрывка параллельны друг другу. В построенном таким образом трехстрочии центральную строку можно — и следует — читать либо вместе с предыдущей, либо вместе с последующей:


исповѣ́мся Тебѣ́, Го́споди Бо́же мо́й,
всѣ́мъ се́рдцемъ мои́мъ
и просла́влю и́мя Твое́ въ вѣ́къ.
(Пс 85.12)

Единицей хиастического построения может быть фрагмент текста боль¬ший, чем строка или строфа. Так, все Евангелие от Иоанна построено по законам хиазма. В своем весьма убедительном разборе прот. Дж. Брек показывает, что «евангелист сознательно сплетал материал предания, которым располагал, в узор, благодаря которому весь его труд подобен необычайно прекрасной бесшовной одежде»[18]. Параллельные структуры могут строиться не только на словесных


 

читать далее читать далее