Воскресная школа ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ
Про*верка&&шрифта'= Про*верка&&шрифта'=

 15

 

повторах. но и на уровне тем или идей19. Каждый из крупных элементов такой структуры, в свою очередь, также строится по принципу хиазма. Тогда можно предположить, что этот принцип способен распространяться в тексте на структуры не только большие, но и меньшие, чем строфа, и задаться вопросом: насколько мелким кружевом хиазма сплетен «бесшовный хитон» текста?

Концентрическое движение внутри структуры описываемого типа (восхож¬дение от начала к центру и нисхождение от центра к концу) может быть также описано как движение «по спирали»: от начального элемента А — к конечному А', далее — В — В' — С — С' — ... — X (где X — осевой элемент конструкции). Здесь элементы А', В', С' представляют собой усиление, уточнение или допол¬нение соответствующих им А, В, С.

Кроме того, происходит линейное повествовательное движение «от начала к концу», причем каждый последующий элемент тоже усиливает, уточняет или дополняет предшествующий: А→ В, В → С ... С'→ В', В' →А'.

Такая многовекторность связей внутри хиастически организованного текста дает возможность линейно «вытянуть» его множеством способов. Эта возможность, обусловленная структурой текста, вновь (как в случае с музыкознанием) выводит нас из области чистой риторики в иную сферу — герменевтики.

Молитва Господня. Толкование формы и толкование смысла

Молитва Господня («Отче наш») представляет большой интерес для исследования. С точки зрения стиховедения — поскольку является типичным примером молитвословного стиха. С точки зрения хиастического анализа — поскольку является одновременно как библейским текстом, соблюдающим, очевидно, традиции семитской поэзии, так и литургической молитвой Церкви. Более того, это главная (или, по выражению Тарановского, «самая популярная») христианская молитва, имеющая богатейшую традицию толкований. Итак, есть все основания обнаружить здесь идеальную картину заявленного соответствия формы и смыслового содержания.

Кирилл Тарановский, давая в своей статье[20] характеристику молитвословному стиху, описывает Молитву Господню, снабжая ее стиховым членением, соответствующим синтаксическому. Знаками «/» и «\» здесь обозначены соответственно интонации «побуждения» и «завершения»; курсивом показаны интонационно подчеркнутые формы, сигнализирующие о начале стиха:

1. О́тче наш, Иже еси на небесех! /
2. Да святи́тся имя Твое, /
3. Да прии́дет Царствие Твое, /
4. Да бу́дет воля Твоя, /
5. Яко на небеси и на земли. \
6. Хле́б-наш насущный даждь нам днесь; /
7. И оста́ви нам долги наша, /
8. Якоже и мы́ оставляем должником нашим; /
9. И не введи́ нас во искушение, /
10. Но изба́ви нас от лукаваго. \


 

читать далее читать далее